Cardiolove

Объявление

Добрый день, глубокоуважаемые коллеги!
Идея этого форума возникла у меня давно и представляет собой некий большой обзор старой литературы. К сожалению или к счастью у меня скопилась большая библиотека медицинских книг (в том числе зарубежных) разных годов, которые использовать и раздавать уже бессмысленно, а выкидывать - не поднимается рука. Если у Вас тоже есть желание освободить свои полки от старых книг или журналов, Вы можете связаться со мной в личных сообщениях. Информация, что я оттуда извлеку, пойдет на этот форум, а сама книга впоследствии пойдет на переработку и даст жизнь новой книге.
С любовью, Ольга.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Cardiolove » Детская кардиология » Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы


Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Список использованной литературы:
1. Болезни сердца у детей [Текст] / проф. А. Б. Воловик. - [Ленинград] : Ленингр. отд-ние Медгиза, 1952 г. - 256 с. (второе издание, исправленное и дополненное)
Памяти А.Б. Воловика: профессора Ленинградского педиатрического медицинского института

0

2

Введение

[1]

Изучению морфологических и физиологических особенностей детского организма отечественная педиатрия всегда придавала исключительно большое значение. Систематическая широкая и углубленная разработка этой большой проблемы была начата в клинике детских болезней Военно-медицинской академии Гундобиным и его многочисленными сотрудниками.
    Наряду с другими органами и системами, детальному изучению подверглась сердечно-сосудистая система. У детей изучались размеры сердца, строение и толщина стенок сосудов и др. (Гундобин, Фальт, Добровольский и многие другие). Результаты этой работы, получившей отражение в большом количестве диссертаций, были обобщены в классической монографии Гундобина "Особенности детского возраста", вышедшей в свет в 1906 г. Таким образом, Гундобин является основателем учения об особенностях организма ребенка, которое получило дальнейшее широкое развитие в трудах советских ученых (Штефка, валькер, Разенков, Аршавский, Маслов, Сперанский, Тур и др.).
    Отечественная педиатрия вправе гордиться своими заслугами в разработке и развитии столь фундаментальной отрасли учения о ребенке.

0

3

Положение и форма сердца

[1]

Положение сердца у детей зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых 1,5-2 лет жизни сердце расположено поперечно. Однако у некоторых детей уже с конца 1-го года сердце начинает приобретать косое положение. Это изменение положения сердца связано со многими факторами: переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и пр. У малюток 2-3 лет косое положение сердца уже превалирует над поперечным, а после 4 лет поперечное положение встречается уже редко (Гончарова).
    Форма сердца у детей, как и у взрослых людей, бывает различной: в грудном и раннем возрасте наблюдается овальная, конусообразная или шаровидная форма. Надо иметь, однако, в виду, что положение и форма сердца зависят не только от возрастных, но и от индивидуальных различий, и в каждом отдельном случае не легко решить, какой из этих моментов играет главную роль. Примерно с 6 лет сердце ребенка приобретает формы, свойственные взрослым людям, чаще всего - удлиненного овала. В подростковом возрасте появляется капельное сердце (Валькер). К передней грудной стенке прилежит, главным образом, правый желудочек и лишь отчасти левый, мало заметно левое ушко. В связи с особенностями взаимного расположения сердца и легких у новорожденных и маленьких детей тоны сердца хорошо выслушиваются не только спереди, но и сзади.
    Верхушка сердца у новорожденного ребенка образуется чаще всего обоими желудочками, но в ряде случаев только одним, чаще левым, чем правыми, и расположена в 4 межреберье. Примерно так же расположена верхушка и у детей 9-12 месяцев. С 1 года и до 1,5 лет она расположена у 5 ребра, реже в 4 и 5 межреберье, а с 1,5 до 2 лет - в 5 межреберье и иногда в 4. После 2 лет верхушка сердца находится в 5 межреберье.

0

4

Размеры сердца и отдельных его частей
   

[1]

Сердце у новорожденного относительно велико, оно вести от 20 до 25 г, что составляет 0,8% по отношению к общей массе тела. В последующем, после некоторого падения в первые месяцы жизни, вес сердца соответствует 0,5% общего веса ребенка. Нарастание массы сердца за весь период детства идет неравномерно, скачками. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни: исходный вес его удваивается к концу 1 года и утраивается к 2-3 годам (первый скачок). В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова значительно усиливается в препубертатном и начале пубертатного периода (второй скачок). В результате к 16 годам вес сердца достигает 240 г, т.е. увеличивается в 11 раз по сравнению с первоначальной величиной. В дальнейшем, т.е. от 16 лет до наступления взрослого состояния, масса сердца нарастает лишь в относительно небольшой степени, доходя в конечном счете до 300 г. Что же касается объема сердечных полостей, то при рождении он составляет 20-22 см3. Подобно сердечной массе, объем сердца удваивается к концу 1-го года жизни, а утраивается к 2,5 годам (первый скачок) и к 7 годам доходит до 100-120 см3, увеличиваясь в 5 раз по сравнению с исходной величиной. Между 7 и 14 годами нарастание объема идет довольно медленно, и к началу полового созревания он достигает только 140 см3. В пубертатном периоде объем сердца увеличивается весьма интенсивно и к 18-20 годам составляет уже 240-250 см3 (второй скачок); следовательно, по сравнению с первоначальной величиной объем увеличивается в 12 раз.
    Длина сердца у новорожденного составляет 3,1 см, ширина 4 см и толщина 1,85 см; у девочек все размеры несколько меньше. За весь период детства длина сердца увеличивается до 8,5 см (примерно в 2,8 раза), ширина до 9,43 см (почти в 2,5 раза), толщина до 4 см (приблизительно в 2,2 раза).
    Таким образом, рост сердца у детей идет во всех направлениях, но неравномерно, т.е. больше и быстрее всего в длину, затем в ширину и толщину.
    Половые различия не особенно сказываются на массе и объеме сердца, вплоть до пубертатного периода, но с 12-14 лет вес сердца у девочек превышает таковой у мальчиков. Зато после 15 лет мальчики вновь обгоняют девочек в отношении веса сердца. В связи с более ранним наступлением периода полового созревания у девочек соответствующее нарастание объема сердца начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. В общем рост сердца у девочек заканчивается почти полностью к 16 годам, а у мальчиков продолжается до 20 лет.
    Что же касается отдельных сегментов сердца, то у новорожденных и в грудном возрасте предсердия и особенно их ушки относительно большие, а правые полости вообще больше левых. В дальнейшем рост предсердий и желудочков идет различными темпами. Так, на 1-м году жизни предсердия растут быстрее, чем желудочки, начиная со 2-го года те и другие уравниваются в темпах роста, а уже с 10-го года рост предсердий начинает все больше и больше отставать от роста желудочков; поэтому отношения между предсердиями и желудочками неодинаковы в разные периоды детства, причем со второй половины его рост желудочков преобладает над ростом предсердий.
    Желудочки при рождении имеют неодинаковый вес: левый 8,14 г, а правый 6,54 г у мальчиков и, соответственно, несколько меньше у девочек; следовательно, левый желудочек весит больше правого. В последующем масса левого желудочка растет более энергично, чем правого, и за весь период детства левый желудочек увеличивается в весе почти в 17 раз, а правый только в 10 раз. Такие же закономерности наблюдаются и в отношении толщины желудочков. У новорожденного они почти одинаковы (около 5 мм), но в дальнейшем толщина стенки левого желудочка нарастает в гораздо большей мере, чем правого, и доходит к 6 годам примерно до 10 мм, тогда как толщина правого желудочка не превышает к этому времени 6 мм. К 15 годам толщина левого желудочка увеличивается почти в 2,5 раза по сравнению с исходной величиной, а правого желудочка - только на 1/3. Таким образом, соотношение между левым и правым желудочком на всем протяжении детства непрерывно нарастает в пользу левого желудочка, составляя 1,5:1 в раннем детстве, 2:1 у младших школьников и 3:1 в начале пубертатного периода. Нужно, однако, подчеркнуть, что размеры и масса сердца, так же как и его форма, подвержены большим индивидуальным колебаниям в зависимости от ряда внутренних и особенно внешних факторов - условий жизни, быта, а для старших детей - и труда. Вот почему все приведенные выше цифры и даты, характеризующие этапы развития сердца, размеры его в целом и отдельных частей, носят ориентировочный и в известной мере условный характер, ибо по сути дела они отражают лишь возрастные тенденции.
    Если производить более детальное определение размеров сердца, его передней и задней длины, наибольшей ширины и линейного объема в различных возрастных группах детей от периода новорожденности до 16 лет, то сопоставление этих показателей может служить подтверждением основных закономерностей развития сердца, как об этом свидетельствует таблица №1, составленная Пузик и Харьковым.
Таблица 1

Размеры сердца, мм

Новорожденный

8 месяцев

2 года

5 лет

7 лет

16 лет

Передняя длина

31

36

46

62

64

83

Задняя длина

28

35

44

54

59

83

Наибольшая ширина

39

50

60

52

62

90

Линейный объем

66

123

143

150

160

215

    Из таблицы видно, что значительный прирост всех размеров выявляется уже к 8 месяцам, к 2 годам они увеличиваются в 1,5 раза (линейный объем больше). После этого вплоть до 7 лет, а иногда и до 10-11 нарастание этих размеров идет медленными темпами, а затем оно становится более энергичным. К 16 годам все размеры увеличиваются почти в 3 раза, причем больше всего нарастают ширина и линейный объем по сравнению с первоначальной величиной.

0

5

Гистоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани сердца

[1]

Сердечная мыщца у новорожденных отличается рядом особенностей, она имеет синцитиальное строение - мышечные волокна очень токи и очень мало отделены друг от друга. Вместе с тем они содержат большое количество довольно крупных округлой формы ядер. Интерстициальная соединительная и эластическая ткани выражены очень слабо. Хорошо развита сеть кровеносных сосудов (артерий мелкого калибра), что обеспечивает обильное кровоснабжение сердечной мыщцы. Последующая эволюция миокарда характеризуется ростом мышечных волокон и величины ядер, наряду с непрерывным уменьшением их числа, а также развитием соединительной и эластической тканей. Однако рост и развитие структурных элементов миокарда идут неодинаковыми темпами в различные периоды детства. Рост и дифференцировка наиболее энергичны в первые 2 года жизни и в пубертатном периоде и дают явное замедление между 2 и 10 годами.
    По исследованиям Пузик и Харькова, в грудном и раннем возрасте (0-2 года) начинает развиваться соединительная ткань, и мышечные волокна оказываются уже в большей или меньшей мере изолированными друг от друга. Поперечник волокна к 2 годам увеличивается в 1,5 раза, так же как и объем ядер, а число их уменьшается примерно на 1/4. Одновременно развивается и поперечная полосатость.
    В следующей возрастной группе (2-10 лет) происходит дальнейшая, хотя и медленными темпами, дифференцировка мышечной ткани: увеличивается количество соединительной ткани, что ведет к еще более резкому разделению мышечных волокон. Поперечник их медленно нарастает и к 10 годам превышает более чем в 2 раза исходную величину, увеличивается в небольшой степени и объем ядер. В третьей группе (препубертатный и пубертатный периоды) наблюдается наиболее энергичный рост и развитие сердечной мышцы, значительно развивается и продольная полосатость, так что мышечные волокна приобретают вид, свойственный миокарду взрослого человека. Поперечник волокна увеличивается к концу периода полового созревания еще на 1/3, а объем ядра на 1/2-4/5, одновременно значительно уменьшается число ядер. В конечном итоге, за весь период детства поперечник мышечного волокна нарастает в 2 раза, а объем ядер почти в 3 раза, тогда как число их уменьшается в 2,5 раза. Надо, однако, сказать, что в целом ряде случаев рост и развитие сердечной мышцы идет в той или иной возрастной группе более медленными темпами, чем обычно, наступает временная задержка развития, и в результате часто структура миокарда сохраняет свойства, присущие более молодому возрасту. Подобная дисгармония развития наблюдается особенно часто у подростков в периоде полового созревания. Во всех возрастных группах детей сердечная мышца обильно снабжена кровеносными сосудами. Сухожильные нити у новорожденных очень коротки и интенсивно растут уже на 1-м году жизни, продолжая нарастать и в последующие годы. Эндокард в периоде новорожденности в области предсердий толще, чем в желудочках, а в левом желудочке толще, чем в правом. По структуре эндокард представляется двуслойным, Рыхлым, он крайне беден эластическими и мышечными элементами. Мышечные волоконца появляются впервые в 6-7 лет, образуя самостоятельный мышечный слой в эндокарде. В последующем мышечные волокна энергично растут, появляются эластические волокна, составляющие третий слой эндокарда. Особенно сильны рост мышечных и эластических волокон имеет место в пубертатном периоде, так что к концу его толщина эндокарда желудочков увеличивается в 3 раза по сравнению с первоначальной величиной и почти в 1,5 раза против достигнутой у детей 2-10 лет. Изложенные выше данные позволяют сделать вывод, что в раннем и дошкольном возрасте сердечная мышца отличается тонкостью и рыхлостью соединительнотканной основы, Обильным крово- и лимфоснабжением и слабым развитием плотной соединительной ткани. Рыхлость строения, наряду с бедностью мышечными и эластическими элементами, присуща и эндокарду.
Выше шла речь о возрастных особенностях роста и развития сократительного миокарда, но проводниковая "специфическая" мышечная система сердца у детей также отличается своеобразием строения. Прежде всего в ее системе саркоплазмы больше, чем мышечных волоконец, причем такое соотношение достигает наибольшей степени в конечных разветвлениях - в системе волокон Пуркинье. Последние содержат, кстати сказать, и больше гликогена, чем центральные отделы проводниковой системы. Главная часть ее - стволовая - проходит у младших детей в толще мышечной части перегородки между желудочками (интрамуральный тип), а у подростков - в фиброзной части перегородки (септальный тип); впрочем, в части случаев как у младших, так и у старших детей стволовая часть проходит на границе мышечной и фиброзной частей (промежуточный тип) перегородки. Калибр ствола проводящей системы у новорожденного относительно крупнее, чем у взрослого человека, и за весь период детства он изменяется в небольшой степени. Таким образом, проводниковая система у детей по отношению к общей массе сердца более массивна, чем у взрослых. ПО мере роста ребенка ствол разрыхляется, и волокна его подвергаются редукции; интенсивность этих процессов находится в обратном соотношении с темпами роста сократительного миокарда: чем быстрее рост последнего, тем слабее выражены указанные процессы, и наоборот.
    Выше уже упоминалось об обильном кровоснабжении сердца ребенка. С возрастом просвет венечных артерий непрерывно увеличивается, но левая венечная артерия всегда шире правой. Наиболее интенсивный рост емкости коронарных сосудов приходится на 1-й год жизни - в 1,5 раза по сравнению с исходной величиной, а затем на пубертатный период; в общем, за весь период детства просвет артерии увеличивается в 3 раза. Так же непрерывно растет толщина стенки сосудов, и особенно сильно внутренней оболочки, ибо у новорожденных и маленьких детей она очень тона; средняя же и наружная оболочки относительно толсты в это время и в меньшей мере растут в последующем. Наибольшее нарастание толщины сосудистой стенки наблюдается в периоде полового созревания. Характерной особенностью венечной системы сердца в детском возрасте является обилие анастомозов между левой и правой венечными артериями. В раннем детстве имеется густая сеть сосудов с широкими петлями, а затем эти петли становятся уже. В этом периоде анастомозы выражены наиболее отчетливо в перегородке между желудочками. С возрастом ребенка изменяется и тип кровоснабжения сердца. Так, в первые 2 года жизни встречается рассыпной тип ветвления сосудов: основной ствол делится сразу у корня на ряд периферических ветвей, имеющих почти одинаковый калибр, между которыми располагаются мелкие веточки. Между 2 и 7 годами основные стволы начинают увеличиваться в диаметре, а периферические ветви подвергаются обратному развитию. Наконец, с 11 лет выявляется магистральный тип кровоснабжения, когда главный ствол сохраняет на всем протяжении свой калибр, а от него отходят все уменьшающиеся по величине боковые ветки (Пузик и Харьков, Шейнберг).
    Иннервационный аппарат сердца и, в частности, развитие экстракардиальных нервов у новорожденного сохраняет эмбриональный характер в смысле большего преобладания симпатического нерва и незаконченности развития блуждающего. Основные стволы обоих нервов имеют почти одинаковый диаметр, но разветвления, отходящие от блуждающего нерва, меньше и более нежны, чем разветвления симпатического нерва, которые мало отличаются от основного ствола.
    Нервная ткань сердца у новорожденного обильно развита и отличается своеобразием строения и расположения. Нервные стволы и ветви проходят в толще миокарда в виде большого количества грубых пучков, не образуя мелких конечных сплетений. Сохраняется, следовательно, рассыпной тип иннервации, присущий плоду. Интрамуральные же сплетения характеризуются слабым развитием перицеллюлярного слоя клеток и фибрилл, рыхлостью соединительнотканной стромы узла и большим количеством ядер в соединительнотканных клетках. У детей грудного, раннего и отчасти дошкольного возраста нервная ткань находится в очень тесной связи с сосудистой системой; в сосудистой стенке проходит гораздо большее количество нервных стволов, чем это имеет место у взрослых людей. Строение интрамуральных узлов и нервных стволов остается прежним, зато изменяется калибр узлов от крупных и гигантских, особенно в правом предсердии и межпредсердной перегородке, и до мелких в области желудочков. Наоборот, нервные стволы достигают здесь наибольшей величины. С 5 лет дифференцировка нервной ткани в сердце вступает в новый этап, поскольку в узлах в это время оказывается уже хорошо развитым перицеллюлярный слой, в ганглиозных клетках возникает фибриллярная сеть, образуются пучки нервных волоконец и петли конечных сплетений. Таким образом, в этом возрасте структура нервного аппарата сердца начинает приобретать черты, свойственные сердцу взрослого человека. Правда, соединительнотканная строма нервных стволов и узлов сохраняет еще прежнее строение, но с 10 лет и в этом отношении намечается сдвиг в сторону полной зрелости. В препубертатном и пубертатном периодах завершается развитие конечных разветвлений нервов. В общем развитие и дифференцировка нервной ткани сердца идут быстрее, чем мышечной, заканчиваясь в основном к школьному возрасту (Пузик и Харьков).

0

6

Сосуды и их гистоструктура

[1]

Артериальные сосуды у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Отношение просвета артерии к просвету вен в детском возрасте соответствует 1:1, тогда как у взрослых 1:2. Хорошо развита у детей и капиллярная сеть.
    С возрастом сосуды продолжают расти, причем особенно интенсивно в течение 1-го года жизни. Так, например, длина аорты увеличивается за это время с 1-1,5 до 2-2,5 см, а легочной артерии с 0,75-1 до 1,5-2 см. Окружность же аорты нарастает с 16 до 23 мм, причем главным образом на первом месяце жизни. В последующем рост сосудов в длину идет уже менее энергично, и к 6 годам длина аорты возрастает с 2-2,5 до 3 см, а легочной артерии с 1,5-2,0 до 3 см. Сильнее растет зато их окружность. Окружность аорты к 7 годам доходит до 35 мм, а к 12 - до 41 мм, после чего рост ее резко замедляется, достигая в 16 лет 43 мм. Увеличение окружности сосудов связано и с утолщением отдельных слоев ее стенки. Уже у новорожденного артериальная стенка состоит из трех отчетливо выраженных оболочек - внутренней, средней и наружной. В последующем в первые 5 лет наиболее интенсивно растет средняя оболочка и несколько медленнее внутренняя. Между 5 и 8 годами темпы роста обеих оболочек уравниваются, а в возрасте от 8 до 12 лет при общем относительно медленном росте сосудистой стенки сильнее всего растет внутренняя оболочка. Что же касается наружной оболочки, то она, будучи массивной еще у новорожденного и грудного ребенка, с 3 лет начинает непрерывно уменьшаться в толщине, а с 12 лет толщина ее становится стабильной, давая небольшие колебания в ту или иную сторону; таким образом, в росте сосудистой стенки наружная оболочка играет небольшую роль. Наряду с ростом на протяжении первых 10-12 лет жизни идет и дифференцировка структуры сосудистой стенки в смысле развития эластических мышечных и соединительнотканных элементов; раньше всего развиваются эластические и мышечные клетки - в течение первых 5 лет, соединительнотканные же появляются в более или менее значительном количестве лишь к 8 годам. В конечном итоге развитие сосудов завершается в основном к середине школьного возраста - 12 годам. Эластичность сосудистой стенки нарастает резко в течение 1-го года жизни, увеличиваясь за это время в 10 раз. После этого нарастание идет уже более медленными темпами, увеличиваясь за 5 лет в 5 раз; затем на протяжении 2 лет эластичность остается стабильной, а с 8 лет начинает непрерывно уменьшаться.
    Из больших сосудов легочная артерия у детей в возрасте до 10 лет шире аорты, затем калибр их уравнивается, а в периоде полового созревания аорта превосходит легочную артерию по ширине.
    При сопоставлении темпов роста сердца и сосудов оказывается, что просвет последних растет более медленно и постепенно по сравнению с ростом сердца. Поэтому в разные периоды детства соотношение между массой и объемом сердца, с одной стороны, и толщиной и емкостью сосудов, с другой, представляется неодинаковым. В раннем детстве окружность и объем сосудов относительно наиболее велики по сравнению с массой и объемом сердца, в дошкольном и школьном возрасте - лет до 12 - между ними сохраняются более или менее стабильные соотношения, однако в препубертатном и особенно пубертатном периодах объем и масса сердца увеличиваются более интенсивно, чем просвет сосудов; в результате емкость сосудистой системы оказывается у подростков по отношению к массе сердца менее значительной, чем у более младших детей. Это находит, естественно, некоторое отражение в состоянии кровообращения в период полового созревания.

0

7

Нервная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы

[1]

Как и все функции живого организма, деятельность сердечно-сосудистой системы регулируется сложным нервным аппаратом. В цепь этой рефлекторной регуляции входят периферические, воспринимающие малейшие изменения внутренней среды, нервные скопления - термо-, баро- и хеморецепторы, пронизывающие все ткани организма, а также центры продолговатого мозга. Высшим главенствующим регулятором сердечно-сосудистой системы является кора больших полушарий головного мозга.
    Черниговский показал, что постоянный поток импульсов с рецепторов внутренних органов поддерживает тонус центров сердечно-сосудистой системы, а при изменении условий работы органов соответственно меняет и деятельность этих центров, вызывая изменения кровоснабжения работающих органов и всего организма. Комаров установил, что у новорожденных животных такая рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы с рецепторов различных внутренних органов осуществляется с первого дня внеутробной жизни. Регуляция эта имеет по сравнению с таковой у взрослых животных целый ряд особенностей, что объясняется в первую очередь недостаточным развитием коры головного мозга. Влияние коры головного мозга на функции сердечно-сосудистой системы осуществляется путем образования временных связей между корой головного мозга и центрами сердечно-сосудистой системы. Так, Красногорский показал в свое время, что у детей школьного возраста условный раздражитель (красный свет) после нескольких сочетаний с безусловным (слабый электрический ток) начинает вызывать сам по себе такую же ответную реакцию - учащение деятельности сердца, - какая возникает обычно при воздействии безусловного агента. Применение другого условного раздражителя (звонка) после многих сочетаний с безусловным (надавливание на глазные яблоки) стало вызывать в некоторых случаях замедление деятельности сердца. Аналогичные факты получены и в лаборатории Иванова-Смоленского Котляревским. Таким образом доказана была возможность получения условнорефлекторной тахикардии, а иногда и брадикардии.
    Дальнейшим и большим шагом вперед в этом отношении явились работы К.М.Быкова и его многочисленных сотрудников, установивших, что условнорефлекторная регуляция деятельности сердца касается не только его ритма, но и других функций сердечной мышцы и ее проводящей системы, Доказательством и свидетельством чему служат характерные изменения электрокардиограммы - снижение или повышение зубцов Р, R и Т, смещение интервала ST кверху от горизонтальной линии и др. Нужно подчеркнуть, что подобные изменения получены путем воздействия условных раздражителей (гудок, труба) после того, как они сочетались большее или меньшее количество раз с безусловными, такими, как морфин, строфантин, адреналин, нитроглицерин. В лабораториях К.М. Быкова доказано также, что условнорефлекторный механизм играет весьма большую роль и в регуляции деятельности сосудов - поддержании нормального кровоснабжения. Импульсы, возникающие в коре больших полушарий мозга, передаются в подкорковые узлы и далее в продолговатый мозг к центрам симпатического и блуждающего нервов. Таким образом, центробежными путями, по которым осуществляется непосредственная передача сердцу и сосудам кортикальных импульсов, являются блуждающий и симпатический нервы. Помимо нервных путей (многочисленных экстеро- и интерорецепторов) в образовании условных рефлексов сердца, участвуют, возможно, и гуморальные звенья. Корковые стимулы влияют и регулируют деятельность эндокринных желез - надпочечника, гипофиза, щитовидной железы, а их гормоны - адреналин, кортин, тироксин, гипофизин и т.д. - оказывают воздействие на сердечно-сосудистую систему через кровь. Как известно, передача нервных импульсов сердцу и сосудам осуществляется путем образования в периферических окончаниях - синапсах блуждающего и симпатического нервов - так называемых медиаторов, веществ типа адреналина и ацетилхолина. Существуют и другие вещества - гистамин, калликреин, - называемые парагормонами, которые вместе с такими продуктами обмена веществ, как молочная, адениловая, угольная кислоты и др., также оказывают влияние на работу сердца и сосудов рефлекторным путем. Таким образом, в регуляции и поддержании на должном уровне кровообращения во всем организме и отдельных его органах принимает участие целый ряд звеньев и факторов, нервных и гуморальных, при доминирующей и направляющей роли коры головного мозга.
    Регуляция сердечно-сосудистой системы у детей отличается некоторыми особенностями. У новорожденного кора больших полушарий функционально недоразвита, и если с конца 1-го и на 2-м месяце жизни удается образовать условные рефлексы со всех анализаторов, то дальнейшее усовершенствование и усложнение условнорефлекторной деятельности коры идет вначале относительно медленными темпами. Вот почему у самых маленьких детей корковая регуляция функций сердечно-сосудистой системы оказывается еще недостаточно совершенной.
    На основании работ И.П.Павлова и других можно считать, что воздействие центров сердечно-сосудистой системы на сердце проявляется в ускорении и замедлении, усилении и ослаблении его деятельности, чему способствует существование раздельных в функциональном отношении центробежных нервов - усиливающего, ускоряющего, ослабляющего и замедляющего. Сердечные ветви симпатического и блуждающего нервов содержат волокна, осуществляющие это столь многообразное действие.
    У новорожденных и маленьких детей передача центральных влияний на сердце и сосуды осуществляется в основном через симпатический нерв и в меньшей мере через блуждающий, и симпатическая регуляция превалирует над вагусной. Об этом говорят опыты на новорожденных животных - щенках, у которы, согласно исследованию Гартье и Бари, проведенному еще в 1903 г., периферическая часть блуждающего нерва способна функционировать, тогда как центральная функционально недоразвита, что затрудняет проведение импульсов по волокнам блуждающего нерва. Эти исследования получили подтверждение и дальнейшее развитие в работах Аршавского и его сотрудников. По их данным, раздражение блуждающего нерва может оказать известное действие на проводимость, возбудимость, т.е. на ритм. У новорожденных и молодых животных центр блуждающего нерва не находится в состоянии постоянного тонического возбуждения, и поступающие к нему импульсы не могут быть реализованы, по крайней мере в смысле замедления сердечного ритма; центрам же симпатической иннервации такое состояние возбуждения присуще еще во внутриутробном периоде, а затем и после рождения, что и делает возможным симпатическую регуляцию деятельности сердца и проведение по симпатическому нерву импульсов, исходящих из вышележащих отделов центральной нервной системы. В последующем, с ростом животного, центр блуждающего нерва также начинает приходить в состояние постоянного тонического возбуждения, которое постепенно все более и более усиливается; это и способствует все более прогрессирующему замедлению ритма сердца по мере того как животное становится старше.
    К физиологическим особенностям сердца у молодых животных относится и более коротка рефрактерная его фаза. У взрослых длительность этой фазы совпадает с продолжительностью систолы сердца, почему в эксперименте у позвоночных животных не удается вызвать тетануса сердечной мыщцы. У новорожденных же животных это оказывается возможным именно потому, что рефрактерная фаза у них значительно укорочена, и во всяком случае она менее продолжительна, чем сердечное сокращение. Этим и объясняется большая частота сердечных сокращений у новорожденных и молодых животных и, очевидно, у детей раннего возраста. Таким образом, вагусная регуляция ритма сердца устанавливается у животных на более поздних этапах развития. Если учесть упомянутые ранее факты - относительное функциональное недоразвитие блуждающего нерва по сравнению с симпатическим у новорожденных детей и завершение развития и дифференцировки нервных узлов сердца лишь в школьном возрасте, то можно прийти к выводу, что и у детей влияние блуждающего нерва на сердечный ритм начинает выявляться только к концу периода раннего детства, все более усиливаясь в последующих возрастных группах. Несомненно, что своеобразие функционального состояния блуждающего нерва у младших детей связано с соответствующими особенностями высших отделов центральной нервной системы в этом периоде детства.
    В общем итоге сердечно-сосудистая система у детей до 12 лет характеризуется относительно большой массой сердца, большой шириной отверстия и более широким просветом сосудов, чем значительно облегчается кровообращение. Детское сердца более жизнеспособно, и его легче оживить после смерти, чем сердца взрослого. Неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему ряда острых и хронических инфекций и различных интоксикаций не проявляется у детей в такой мере, как у взрослых. В результате сердечно-сосудистая система в детском возрасте легче и лучше справляется с требованиями, предъявляемыми к ней многими заболеваниями (крупозная пневмония, нефриты, тифы и пр.). Вместе с тем нельзя не отметить, что в других случаях, например при ревматизме, соучастие сердечно-сосудистой системы и интенсивность сердечного поражения выражены гораздо резче у детей, чем у взрослых.

0

8

Основные гемодинамические показатели

А. Частота пульса

[1]

Деятельность сердца в детском возрасте характеризуется большей частотой по сравнению со взрослыми людьми, причем частота пульса тем больше, чем ребенок моложе. Так, у новорожденных число ударов пульса составляет 125-160 в 1 минуту, в первом полугодии жизни - 120-140, а во втором - 110-130. В возрасте от 1 до 2 лет число сердечных сокращений равняется 100-120 ударам в 1 минуту, а между 2 и 3 годами - 100-110. У дошкольников 4-5 лет частота пульса колеблется от 80 до 105, а у 6-7 летних - от 70 до 100. У школьников 8-12 лет число пульсовых ударов составляет 60-92, а у более старших (12-15 лет) - от 58 до 100. Наконец, в периоде полового созревания, у подростков, частота пульса колеблется от 60 до 84 ударов в 1 минуту (Гельфанд) или от 50 до 98 ударов (Лагодин). Если же взять в расчет средине величины, то получаются, примерно, соотношения, представленные на таблице 2.
Таблица 2
Частота пульса и высота кровяного давления

Возраст

Частота пульса

Кровяное давление максимальное

Кровяное давление минимальное

Новорожденный

140

70

34

1-12 месяцев

120

90

39

1-2 года

112

97

45

3-4 года

105

96

58

5-6 лет

94

98

60

7-8 лет

84

99

64

9-12 лет

75

105

70

13-15 лет

72

117

73

16-18 лет

67

120

75

    Надо подчеркнуть, что эти цифры являются, конечно, ориентировочными, так как в одной и той же возрастной группе частота пульса у детей подвержена большим индивидуальным колебаниям. Далее следует помнить, что пульс у детей отличается большей лабильностью и легко учащается под воздействием самых разнообразных факторов - изменения положения, физических напряжений, крика, плача, повышения температуры тела и пр.
    Частота пульса у девочек больше, чем у мальчиков, на 2-6 ударов в минуту, причем наибольшая разница отмечается в препубертатном и пубертатном периодах (14-17 лет).
    Точнее всего определяется истинная частота пульса, когда ребенок находится в полном покое. Для маленьких детей таким состоянием, конечно, является сон. Во сне число пульсовых ударов уменьшается на 20 и более в 1 минуту.

Б. Артериальное кровяное давление

[1]

Артериальное кровяное давление у детей ниже, чем у взрослых. У новорожденного максимальное давление составляет в среднем 76 мм. рт. ст.; в возрасте от 3 до 6 месяцев оно колеблется от 73 до 100, в среднем 84 мм, во втором полугодии жизни - от 91 до 106, в среднем 92 мм. Впрочем, по последним данным, полученным при пользовании осциллосфигманометром Шарабрина, максимальное кровяное давление у новорожденных колеблется от 59 до 71, причем чаще всего встречаются цифры 68-71. У недоношенных детей максимальное давление ниже, чем у доношенных, и достигает свойственной доношенным детям в 1-й день жизни величины лишь на 3-й или 4-й неделе. Минимальное кровяное давление у новорожденных 34 мм или от 30 до 40 мм. В возрасте от 3 до 6 месяцев минимальное давление равно 30-45 мм, в среднем 37 мм, а между 6 и 12 месяцами - 35-45, в среднем 39 мм. Если пользоваться более узкой манжеткой - 3,6 см, то у детей грудного возраста получаются более высокие цифры кровяного давления 100\60-124\70 мм, в среднем 111\64. У детей 1-2 лет максимальное давление колеблется от 85 до 105 мм, а минимальное от 40 до 50 мм. Соответствующие средние величины составляют 97 и 41 мм. В следующей возрастной группе, от 3 до 7 лет, максимальное давление варьирует от 86-88 до 96-98 мм, а минимальное - от 58 до 63 мм. У школьников 8-14 лет соответствующие цифры составляют 93-99-105-117 мм для максимального давления и 59-64-73-75 мм для минимального.
    В периоде полового созревания, от 14 до 18 лет, максимальное давление колеблется в еще более широких пределах - между 100 и 130 мм, а минимальное - от 60 до 80 мм. Таким образом, кровяное давление увеличивается особенно значительно в первые 2 года жизни, в дошкольном возрасте темпы его довольно резко замедляются и усиливаются вновь в пубертатном периоде. Высота кровяного давления зависит в некоторой степени и от половых различий. Так, у девочек в возрасте до 11 до 14 лет кровяное давление выше, чем у мальчиков того же возраста. С 15 лет кровяное давление уравнивается в обеих половых группах, а после 16 лет у мальчиков оно становится более высоким по сравнению с девочками.
    Показатели кровяного давления находятся в определенном соотношении с общим уровнем физического развития детей и подростков. При пониженном физическом развитии средние показатели систолического и диастолического артериального давления уменьшаются, а при хорошем, наоборот, повышены. Вместе с тем у хорошо физически развитых и занимающихся спортом старших детей и подростков может наблюдаться и артериальная гипотония.
    Кровяное давление у детей отличается, подобно пульса, большей лабильностью. При горизонтальном положении ребенка, особенно во сне, оно понижается, физическая же нагрузка и психические переживания вызывают повышение кровяного давления.
    При этом следует иметь в виду, что у многих подростков при повторных измерениях кровяного давления на протяжении известного отрезка времени высота максимального давления оказывается неодинаковой, причем разница в ту или иную сторону может колебаться от 10 до 20 мм ртутного столба.
    Определение артериального давления производится обычно по аускультаторному методу Короткова. Момент появления первого ясного тона соответствует максимальному давлению, а последующее приглушение этого тона - минимальному давлению. Не следует довольствоваться только однократным определением. Надо сделать несколько измерений подряд, и если получатся более или менее совпадающие цифры, то в качестве величины, характеризующей артериальное давление, взять среднюю из них. У младших детей можно прибегнуть к пальпаторному методу. Исчезание пульса лучевой артерии при накачивании воздуха в манжетку - показатель максимального давления. Далее можно пользоваться и осциллометром или осциллосфигманометром. При всех условиях поперечник манжетки должен соответствовать возрасту ребенка: 2-4 см для грудных детей, 6-8 см для дошкольников и 12 см для школьников.
    Нормальное кровяное давление указывает на достаточную силу сердечных сокращений и надлежащий тонус артериальной мускулатуры. Повышение сосудистого тонуса проявляется в виде гипертонии, а понижение его или резкое ослабление сердечной деятельности приводит к гипотонии.

В. Среднее артериальное  давление; капиллярное давление

[1]

Как известно, максимальное или минимальное кровяное давление, определяемое по методу Короткова, не отражает с полной точностью того истинного давления, которое оказывает ток крови на артериальную стенку. Это давление испытывает непрерывно большие колебания, причем максимальное и минимальное давление есть лишь крайние выражения этих колебаний. Равнодействующей же подобных колебаний является так называемое среднее, или истинное, давление. Для определения его пользуются прибором, называемым осциллометром. На плечо ребенка надевается двойная манжетка размером 12 и 6 см в поперечнике для школьников и соответствен6но 8 и 4 см для дошкольников, которая соединяется с манометром. В манжетку накачивается воздух выше величины максимального давления, Определяемого по способу Короткова, а затем воздух постепенно выпускается до появления первых колебаний стрелки осциллометра. Момент, когда эти колебания приобретают ритмический характер, давая размахи на 1 деление шкалы, соответствует величине максимального давления. Наибольшие же из этих колебаний стрелки отражают величину среднего давления. Понижение осцилляций отвечает величине минимального давления. У взрослых людей среднее давление составляет 85-90-100 мм. рт. ст. У детей оно несколько ниже, но и в этом отношении имеет значение возраст ребенка. По исследованиям отечественных авторов у новорожденных среднее давление равно 48-56 мм, а у детей в возрасте от 3 до 7 лет оно колеблется от 73 до 79 мм у мальчиков и от 75 до 76 мм у девочек. У школьников 8-14 лет соответствующие цифры равняются 82-86 (мальчики) и 81-85 (девочки). По другим данным, среднее артериальное давление у детей обоего пола в возрасте от 8 до 16 лет составляет 80-85 мм. Таким образом, с возрастом среднее давление постепенно увеличивается.
    Как видно из приведенных цифр, Среднее давление занимает промежуточное положение между максимальным и минимальным давлением, но не является их среднеарифметической величиной. В нормальных условиях величина среднего давления у каждого ребенка относительно постоянная. При недостаточности кровообращения, особенно в тяжелых случаях, среднее давление может повыситься до 100 мм или, наоборот, снизиться до 50 мм.
    Капиллярное давление у детей, определяемое по методу Килина, в капиллярах кожи составляет 80-100 мм водяного столба. В детском возрасте, как и у взрослых людей, значение капиллярного давления в оценке состояния кровообращения, по-видимому, невелико.

Г. Венозное давление

[1]

Венозное давление, определяемое прямым кровавым методом, колеблется в зависимости от возраста ребенка. Так, при использовании флеботонометром Вальдмана у детей 1-го года жизни венозное давление составляет 70-130 мм водяного столба (наши сотрудники Алянская и Лебединская), у малюток 2-3 лет - 48-105 мм, у дошкольников - 90-120 мм (Алянская) или 46-98 мм (Красик). У школьников 8-15 лет венозное давление равняется 60-100 мм (Алянская), 75-105 мм (Берман), 85-95 мм (Буяновская). Несколько иные цифры приводит Красик: в 7-10 лет - 35-88, а в 11-15 лет - 66-90 мм. Если же применять прибор Агекяна, то в дошкольном возрасте венозное давление колеблется от 90 до 115 мм, а в школьном - от 60 до 100 мм (Алянская). Таким образом у младших детей венозное давление в нормальных условиях колеблется в более широких пределах, чем у более старших. Высота венозного давления у здоровых детей зависит от многих моментов: при глубоком вдохе оно понижается, а при выдохе, наоборот, увеличивается. Перемена положения тела, физическое напряжение, беспокойство, крик и плач также повышают венозное давление.
    Определение венозного давления производится в лежачем положении ребенка в условиях полного покоя. Игла вводится в локтевую вену, и кровь, поступая в резиновую трубку, соединенную с манометром, поднимает в нем столб воды. Высота подъема столба соответствует величине венозного давления. Следует помнить, что однократное измерение ввиду возможности случайных колебаний венозного давления не всегда дает правильные результаты, почему нужна повторная проверка.
    В патологических условиях повышение венозного давления обусловливается:
1) недостаточностью правого сердца, когда ослабленный правый желудочек оказывается не в состоянии перекачать в легочную артерию поступившую в него кровь, что ведет к застою в венах большого круга;
2) затруднением венозного оттока, вызванного перикардиальным выпотом или спайками, когда они сдавливают полые вены;
3) повышением тонуса вен, если отсутствуют все другие признаки ослабления правого сердца.
    При левожелудочковой недостаточности венозное давление может остаться нормальным или несколько понижается. Выраженное понижение венозного давления обусловливается падением тонуса вен и лежит в основе сосудистой недостаточности.

0


Вы здесь » Cardiolove » Детская кардиология » Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы